ТурБК - технологии, консалтинг, разработка » Дайджест » Технологии в туризме: сегодня и завтра

Технологии в туризме: сегодня и завтра

Последние несколько лет выдались для российского туристического рынка не самыми простыми. Ситуация в экономико-политической сфере затронула многих участников индустрии туризма. Последствия кризисных изменений оказались самыми разнообразными: банкротства туристических компаний, активное развитие внутреннего туризма и т.д.

 

Не секрет, что сейчас во многих областях бизнеса ведущая роль отводится IT-технологиям. И туризм – не исключение. О том, как обстоят сегодня дела на рынке IT-решений для туризма и о том, что ожидает рынок в ближайшем будущем, TourBC.ru пообщался с экспертами, первыми лицами компаний-поставщиков технологий для туристического бизнеса, предложив им ответить на ряд вопросов.

В опросе приняли участие:

  • Инна Бельтюкова, председатель совета директоров туристического оператора «ИННА ТУР»
  • Александр Галиновский, генеральный директор компании «Мегатек»
  • Андрей Яковлев, директор по развитию компании ООО «ТАК».

Экспертам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы оцениваете нынешнее состояние развития технологий на российском туристическом рынке?
  2. Насколько динамично растет сектор технологий? Что сдерживает его развитие?
  3. Какая доля продаж туристических услуг в России будет приходиться на онлайн в ближайшем будущем?
  4. Насколько комплексно сейчас на туристическом рынке реализована интеграция программного обеспечения турфирм с системами онлайн-бронирования туроператоров, поисковыми системами и GDS?
  5. Какие новые онлайн-решения появятся и будут внедрены в бизнес-процессы российскими туристическими компаниями в ближайшие пару лет?

Инна Бельтюкова, председатель совета директоров туристического оператора «ИННА ТУР»

1) Российский рынок всегда имел лаг (с англ. «отставание» – Ред.) в 5-7 лет по отношению к более цивилизованным в туристическом отношении рынкам Европы или Америки. Сегодня очень важный момент, когда российский рынок делает скачкообразный рывок. Приход такого инструмента как технология динамического пакетирования позволит рынку сильно преобразиться, как с точки зрения его легализации и просветления, так и с точки зрения изменения стандартов сервиса. До последнего времени мы не могли предложить своему потребителю за три минуты забронировать, оформить и оплатить поездку и уехать в этот же день в путешествие, что является нормой для любого среднестатистического турагентства в Европе. Технология динамического пакетирования эту возможность предоставляет.

Не менее значимым аргументом в отношении выбора тура сегодня является и надежность. Стоимость тура важна, но очень важно, купив выгодно тур, благополучно ещё и улететь. Динамическое пакетирование не предполагает чартерных перевозок, такой не очень стабильной составляющей тура, поскольку покупая чартер, клиент только накануне вылета узнает реальный номер билета, авиаперевозчика и время вылета, в то время как билет на регулярный рейс это договор пассажира с авиакомпанией. Приобретая динамический пакет, клиент сразу же получает полноценный комплект документов, гарантирующий его путешествие. Технология динамического пакетирования – одно из самых сложных решений с точки зрения бизнес-логики IT-продукта, до которого рынку необходимо было дорасти.

2) Что касается динамического пакетирования, на B2B-рынке данная технология развивается очень динамично, на B2C-рынке – более инертно. Наверное, как и в случае с онлайн-продажами авиабилетов, эта тенденция набирала силу несколько лет, примерно 3-4 года. Около 2,5 лет уже прошло, осталось подождать 1,5 года и это будет нормой, востребованным инструментом для организации путешествий россиян.

3) Сегодняшний российский рынок недостаточно цивилизован. Если в грядущем году будет реализована электронная путевка, к чему мы идем последние 10 лет, тогда российский рынок получит шанс быть онлайновым, сегодня всё это осложняется ещё и недостаточностью законодательных актов, регулирующих данный формат продаж туристического продукта.

4) Профессиональный уровень туристического агента сейчас очень меняется, поскольку, не будучи сильно вовлеченным в эти процессы, можно отстать навсегда. Сегодня видны значительный рост интереса и очень высокая динамика подключения к системе бронирования.

5) По сути, динамическое пакетирование представляет собой своеобразный апофеоз «онлайнизации» продукта. В будущем основные конкурентные критерии будут в части его правильного эффективного использования, в том числе, продвижения, и правильного позиционирования среди клиентов, т.е. какие дилерские сегменты сумеет тот или иной игрок рынка задействовать.

Александр Галиновский, генеральный директор компании «Мегатек»

1) Сегодня на рынке происходит бурный рост разного рода проектов. Чуть ли не каждый месяц появляются новые проекты, что очень хорошо. Не остается в стороне и компания Мегатек, которая вместе с Транспортной Клиринговой Палатой (ТКП) и компанией Сирена Трэвел активно участвует в проекте создания российской GDS нового поколения. Основная идея проекта заключается в обеспечении возможности объединения в одном заказе услуг от всех игроков туристического рынка. Авиабилеты, туристические пакеты, железнодорожные переезды и другие услуги можно и необходимо продавать и покупать единым заказом, а не как отдельные услуги. Можно с уверенностью сказать, что рынок оценит новые возможности проекта, который будет запущен в следующем году.

2) Оценивать динамику роста сектора технологий, не имея конкретных цифр, очень трудно. Можно предположить, что рост очень динамичный. Например, в этом году появилось много проектов, направленных на продажу российского турпродукта. Развитие сдерживается по причине отсутствия инвесторов. При этом, как видно, произошло главное изменение – туроператоры и другие игроки туристического рынка стали понимать, что сейчас выигрывает тот, кто в первую очередь вкладывается в информационные технологии.

3) Доля туроператорских продаж туристических услуг в России, которая будет приходиться на онлайн, составит порядка 80-90%, так же как и сейчас. Доля онлайн-продаж в турагентствах будет только расти, до каких цифр – оценить трудно.

4) Процесс интеграции находится только в начале своего пути. Комплексно примерно на 20-30%. Практически у всех туристических операторов и туристических агентств, в том или ином виде, на сайтах есть возможность забронировать авиабилеты или отели из GDS. Но, как правило, это реализовано в виде бронирования отдельной услуги, которая потом добавляется в заказ. Существуют варианты, позволяющие добавлять регулярный рейс из GDS в турпакет без перелета в процессе бронирования. Однако промышленного IT-решения, которое позволяло бы собирать тур «на лету» с нуля из различных источников (что-то из туристического пакета туроператора, что-то из GDS) пока не существует. В данный момент компания работает над таким решением, которое позволит реализовывать стопроцентное динамическое пакетирование.

5) Если говорить о туристических операторах, то неизбежен переход к полноценному динамическому пакетированию, технологии сборки туристического пакета «на лету» в момент поиска из разных источников, выбор которых с целью извлечения оттуда конкретных услуг при каждом обращении осуществляется по-разному (из пакета туроператора или GDS), в зависимости от многих факторов.

Андрей Яковлев, директор по развитию компании ООО «ТАК»

1) Что касается, например, чартерных рейсов, то в этой области практически не существует соответствующих технологий, с чем наша компания столкнулась при разработке системы автоматизации работы с чартерами. Проблема заключается в том, что на стороне туроператоров, в том числе крупных туроператоров, процесс работы с чартерными рейсами, в 85-90% случаев происходит полностью в ручном режиме. Покупая чартерный билет, пользователь заходит на агентский сайт, ищет интересующий его рейс, вводит необходимую информацию, бронирует билет и переходит к его оплате, после чего формируется электронное письмо или уведомление, которое направляется менеджеру агентства. Получив сообщение, менеджер должен будет ознакомиться с его содержанием, уточнить информацию о наличии билетов, возможности их бронирования и оплаты и т.д. Как можно понять, это очень длительный и сложный ручной процесс. Автоматизации чартеров находится на достаточно низком уровне.

2) Сектор технологий растет очень динамично. Компании, которые сегодня не занимаются внедрением у себя автоматизированных решений, рискуют рано или поздно закончить свое существование. В нынешнее время, когда автоматизация уже стала привычным делом, вызывает удивление то, что она все еще не затронула сферу чартерных рейсов. Причиной тому, видимо, тот факт, что туристические операторы не предавали большой огласки эту тему. Для того чтобы работать с чартерами, которые в принципе мало кто продавал, необходимо было наличие определенных контактов или договоренностей. Чартеры изначально были не тем продуктом, которым хотели бы заниматься туроператоры. При этом сегодня туроператоры хорошо понимают, если конкуренты станут продавать чартеры, их эффективность будет расти, таким образом, они вынуждены будут делать то же самое, не желая погибнуть. Можно с уверенностью сказать, что автоматизированные решения для работы с чартерами будут востребованы, поскольку чартерные билеты интересны пассажирам по причине их более низкой стоимостью по сравнению с билетами на регулярные рейсы, которые, казалось бы, более стабильны и удобны.

3) Процент онлайн-продаж гарантированно будет увеличиваться. Количество информации на рынке сегодня достаточно велико и с каждым днем ее становится всё больше, что, собственно, и является одним из векторов развития современного рынка. Люди же, так или иначе, со временем справляются с растущими объемами информации, научаются с ними работать. На смену одним способам приобретения туристических услуг приходят новые способы, основанные на использовании информационных технологий. Уровень автоматизации будет повышаться, а уровень онлайн-продаж со временем превысит уровень офлайн-продаж. Онлайн позволяет работать более эффективно, предоставляя также удобные инструменты контроля над статистикой и аналитикой.

4) Уровень интеграции достаточно высокий. Однако, как показывает практика, не во всех сферах. Существуют направления, где этот уровень всё ещё остается на низком уровне, но это вопрос времени. Процесс развития происходит сейчас очень быстрыми темпами. Там, где сегодня отсутствует автоматизация, обязательно наблюдается низкая эффективность и все борются за то, чтобы ее повысить. Рост эффективности влечет за собой рост рентабельности и маржинальности.

5) В ближайшем будущем в числе главных технологических решений будут пакетированные туры. Рынок активно движется в направлении технологии динамического пакетирования. Люди постепенно отходят от готовых туристических продуктов в пользу собранных из отдельных элементов, т.е. возможности выбор компонентов тура. Рынок движется в сторону работы с пакетированными турами.

Продолжение следует.

« Далее Доработки в системе MAG