Кешбэк за туры по России. Эксперты заявили о провале эксперимента

В последнюю пятницу августа, 28 числа, завершила свою работу программа поддержки внутреннего туризма, инициированная Федеральным агентством по туризму. Согласно условиям программы, любой гражданин Российской Федерации, купивший с 21 по 28 августа 2020 года пакетный тур в один из российских регионов или проживание в гостинице там, мог потом вернуть часть потраченных денег в виде кэшбэка. Продолжительность приобретаемой туристической поездки должна была составлять не меньше пяти дней (четырёх ночей). При этом оплатить тур или проживание необходимо было посредством банковской карточки «Мир», зарегистрировавшись в программе лояльности платёжной системы АО «Национальной системы платёжных карт». Размер кешбэка за туры по России, на который мог рассчитывать турист, зависел от стоимости приобретаемого тура или бронируемого проживания (подробнее с другими условиями программы можно ознакомиться в нашем материале «Названы новые условия для получения субсидии на путешествия по России»).

Как сообщила на следующий день после окончания акции Зарина Догузова, руководитель Ростуризма, возможностью покупки туров с кэшбэком воспользовались около 60 тысяч россиян. Всего, по словам главы ведомства, представителями туристического рынка было реализовано предложений на сумму порядка 1,4 миллиарда рублей. Федеральное агентство по туризму расценило результаты программы как позитивные, пообещав в будущем проанализировать итоги и рассмотреть вопрос о её возобновлении.

Несмотря на заявление об успехе эксперимента, представители туристической отрасли в целом неоднозначно оценили инициативу Ростуризма, указав на то, что полученные цифры оказались далеки от желаемых результатов. Предметом критики экспертов стала продолжительность действия программы кешбэка за туры по России (длилась она всего одну неделю), время её запуска (программа была спешно запущена в самом конце сезона), малое количество времени для туроператоров на подготовку к участию в программе, отсутствие возможности участия для туристических агентств, а также неудобство официального сайта мирпутешествий.рф для пользователей, на что обратили внимание некоторые специалисты. Как итог всему этому, наиболее высоким спросом у направляющихся на отдых россиян, пользовались исключительно самые ликвидные направления – Крымский полуостров и Краснодарский край.

«Создание системы подбора отелей и туров – трудоемкий и небыстрый процесс. Для его ускорения можно было бы договориться об использовании уже существующих на рынке технологий с компаниями, владеющими уже действующими поисковиками. С другой стороны, как показывают примеры из разных индустрий, пользователи готовы испытывать неудобства интерфейса и процессов покупки в случае значительной экономической выгоды».

Леонид Пустов, руководитель комиссии по онлайн-технологиям РСТ, основатель проекта Travel Startups

«К большому сожалению, реальных броней мы не видим. Основная причина, видимо, в том, что недостаточно массированная реклама. Большая часть гостей даже не знают об этом».

Татьяна Савельева, руководитель отдела по развитию туризма туристического комплекса «Суздаль» (Владимирская область)

«По этой акции размещение оплатили пять человек. Почему так мало? Сезон отпусков по факту прошел, плюс некоторые ради 5 тысяч с новой картой не хотят заморачиваться».

Дмитрий Синтишевский, руководитель санатория «Радуга» (Республика Татарстан)

«...цифры сообщают о фактическом провале эксперимента. <...> Во время организации программы в Ростуризме аргументировали тем, что туристам нельзя давать много времени, потому что они будут откладывать покупку, зная, что у них в запасе много времени. Мы согласны с этим, но покупка путешествия, особенно семейного, это не покупка телевизора или тостера. Чтобы купить тур, этот вопрос надо обсудить в семье, договориться с работодателями, найти деньги. Минимальные пятидневные туры требуют все-таки брать отпуск, это иногда сложно сделать быстро. Чтобы все элементы заработали, нужно, как минимум, две недели».

Юрий Слизовский, эксперт в области управления организациями и проектами в сфере гостиничного девелопмента

Напомним, что на реализацию программы (выплаты кэшбэка за отдых в России) правительство Российской Федерации выделило Ростуризму из резервного фонда 15 миллиардов рублей. Исходя из имеющихся цифр, можно предположить, что размер выплаченного кэшбека в итоге составил около 250 миллионов рублей. По предварительным расчетам ведомства, в программе поддержки внутреннего туризма должны были принять участие до 3 миллионов российских туристов (по факту около 60 тысяч человек). Принимая это во внимание, Федеральное агентство по туризму даже заблаговременно заручилось поддержкой провайдера облачных сервисов NGENIX, задачей которого стало обеспечение стабильной работы официального сайта программы по возврату средств за туры по России мирпутешествий.рф, где были размещены участвующие в акции предложения.